Один из самых любопытных, но в то же время один из самых трудных для исследования предметов в области византологии представляют собой многочисленные подробности византийского быта, общественного и частного, религиозного и гражданского — разные обычаи, обряды, церемонии, которыми так богата была жизнь византийцев, и которые с такою охотою усваивались народами, подчинявшимися влиянию византийской культуры. Трудность исследования обусловлена здесь с одной стороны самым существом предмета, так как здесь требуется особенное внимание к самым мелким и трудно представляемым деталям. А с другой стороны она зависит от разбросанности, отрывочности, неполноты и скудости источников.
Святая София
София — олицетворение мудрости Бога. Посвящение храмов святой Софии — древняя традиция, берущая начало из Византии. Её имя носят соборы многих городов мира: Софийский собор в Константинополе, собор Святой Софии в столице Болгарии, собор в Киеве, в Новгороде После Стоглавого собора пошла вторая волна обращения храмостроителей к образцу Успенского собора: к этому периоду относится постройка Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре и закладка Софийского собора в Вологде.
Ayasofya — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София тур. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. В году после захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в году он приобрёл статус музея.
Как до наших дней дошли фрески и мозаики в храме Святой Софии ведь в исламе существует запрет на изображение живых существ? На парусах купола в соборе Святой Софии изображены четыре фрески шестикрылых серафимов. А один из серафимов сохранил свой лик до наших времен, а также сохранились византийские мозаики. Первоначально серафимы были исполнены в техники мозаики, но в году, после захвата Константинополя крестоносцами мозаики были повреждены, после чего они были заменены на фрески. Как свидетельствует греческий историк, автор византийской истории Дики, храм был захвачен и превращен в мечеть в году, после завоевания Константинополя султаном Мехмедом II.